«Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Тем, что это произведение дошло до читателя, общество обязано жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Герои
Мастер – один из главных персонажей романа Булгакова, хотя и появляется только в 13 главе: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми». Автор не называет нам его настоящего имени, так и сам герой на просьбу представиться, отвечает: «Не будем об этом». Прозвищем Мастер именует его возлюбленная Маргарита, в знак признания его литературного таланта. Сам же он считает себя недостойным этого прозвища, говорит, что Маргарита из каприза преувеличивает его гениальность.
Образ Мастера несет автобиографические черты самого Булгакова. Ему 38 лет – возраст Булгакова в год начала написания романа и знакомства с будущей женой. В клинике Стравинского Мастер рассказывает Бездомному, что ранее был профессиональным историком, работал в музее, имел семью (что совпадает с прошлым автора романа). Затем герой случайно выигрывает в лотерею сто тысяч рублей, оставляет работу в музее, снимает квартирку в арбатском подвале и начинает писать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, по-своему интерпретируя евангельские события. В это же время он знакомится с Маргаритой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» . Невозможность опубликования романа из-за травли критиков приводит Мастера к нервному срыву и депрессии. По ложному доносу «друга» Алоизия Могарыча, который мечтает занять комнаты Мастера, он попадает в тюрьму на несколько недель, выходит оттуда полностью сломленным и раздавленным, сам приходит в клинику Стравинского, считая себя неизлечимым душевнобольным.
Маргарита
Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая, сильная и мужественная женщина. Бездетная. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого не любит, но относится к нему с уважением. Семья обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет «Мастером», исполняет роль королевы и хозяйки бала Сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.
На создание образа Маргариты, по мнению исследователей, повлияли как литературные источники, так и реально существовавшие женщины, в том числе из окружения писателя. По мнению большинства булгаковедов, основным прототипом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: «Моя Маргарита».
Воланд
«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».
В романе говорится, что Воланд — повелитель сил Тьмы, противопоставленный Иешуа, повелителю сил Света. Персонажи романа называют Воланда Дьяволом или Сатаной. Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской —
как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются
вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Литературоведы
нашли в мире романа сходство с манихейской или гностической идеологией, согласно которой сферы влияния в мире чётко разделены между Светом и Тьмой,
они равноправны, и одна сторона не может — просто не имеет права —
вмешиваться в дела другой: «Каждое ведомство должно заниматься своими
делами». Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе
Мастера. Прощение Пилата Воланд также не совершает сам, а передоверяет
Мастеру.
Воланд, в отличие от христианского «Отца лжи», честен, справедлив и даже в чём-то благороден. Критик В. Я. Лакшин называет его «жестоким (но мотивированным!) гневом небес». С. Д. Довлатов говорил, что Воланд олицетворяет не зло, но справедливость.
«Булгаковский Воланд лишен традиционного облика Князя тьмы, жаждущего
зла, и осуществляет как акты возмездия за „конкретное“ зло, так и акты
воздаяния, творя, таким образом, отсутствующий в земном бытии
нравственный закон».
Фагот (Коровьев)Член свиты Воланда. Рыцарь, который должен постоянно быть в свите сатаны в наказание за то, что однажды отпустил неудачную шутку по поводу света и тьмы. Исследователи свидетельствуют, что на создание этого персонажа Булгакова вдохновила повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где одним из героев является некто Коровкин, очень похожий по характеристикам на Коровьева.
«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Имя Азазелло восходит к герою апокрифа книга Еноха (Ветхий Завет) падшему ангелу по имени Азазель .Согласно преданию Азазель был знаменоносцем армии Ада.
И Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, броню, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения и косметику, так что земля развратилась.
— Енох 14
Вероятно, Булгакова «привлекло» сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя-сводника принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе связана с исполнением насилия. Именно он выбрасывает из Москвы в Ялту Степана Богдановича Лиходеева, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля.
В ранних редакциях это убийство Азазелло совершал с помощью ножа, более подобающего ему как изобретателю всего существующего в мире холодного оружия. В Нехорошей квартире Азазелло появляется, войдя в прихожую прямо из зеркала, то есть тоже с помощью своего изобретения.
Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. В романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью.
Гелла
На протяжении всего романа появляется несколько раз и представляется читателю немногословной служанкой Воланда, некоторые булгаковеды высказывают мнение, что Гелла расположена внизу иерархии свиты. Это предположение доказывает тот факт, что вампирши нет в сцене последнего полёта, когда вся свита перевоплощается.
Хотя Гелла очень красива, на шее у неё есть безобразный шрам, который указывает на то, что Гелла — вампир. По квартире, в которой остановилась вся свита Воланда, она ходит обнажённая, в одном переднике.
«Приблизительно сорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лысоватый, аккуратно выбритое лицо»
Атеист и гордится этим. Начитан. К неверию в Бога приучал также молодого Ивана Бездомного. Появляется в начале произведения и после отвержения существования Бога слышит предсказание о своей собственной гибели, последовавшей тут же. Вслед за тем появляется во время празднества у Сатаны, где Воланд пьёт вино из его головы, превратившейся в чашу из-за неверия Берлиоза в бессмертие.
Бездомный, Иван Николаевич
В начале романа «задира-поэт», член МАССОЛИТа. Согласно описанию в первой главе романа он «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек». У него зелёные глаза. Пишет атеистическую поэму об Иисусе Христе. Его беседой с редактором художественного журнала Берлиозом, которым была заказана антирелигиозная поэма об Иисусе Христе, начинается роман. Беседа заключалась в обсуждении образа Иисуса в поэме Бездомного. Иван показал в поэме реального человека, в то время, как Берлиоз хотел, чтобы герой выглядел мифом. Стал свидетелем смерти Берлиоза. После гибели Берлиоза и погони за Воландом попадает в психиатрическую лечебницу, где встречается с Мастером. Тот рассказывает ему свою историю. После разговоров с Мастером принимает решение перестать писать стихи.
Лиходеев Степан Богданович
Директор
Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует
«выступление». Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель
женщин.
Босой Никанор Иванович
Человек,
занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице.
Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества.
Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры
гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры
оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают
в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом.
Алоизий Могарыч
Знакомый
Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его
квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он
покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял
должность финдиректора Варьете.
Аннушка
Спекулянтка.
Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе
через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.
Фрида
Грешница,
которую пригласили на бал к сатане. Она убила нежеланного ребенка,
задушив платком, и закопала. С тех пор каждое утро ей приносят этот
платок.
Понтий Пилат
Пятый
прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жесток и властен, но он стал
симпатизировать к странствующему философу, приведенному на допрос. Он
предпринимал попытки остановить казнь, но не довел дело до конца, о чем
жалел всю оставшуюся жизнь.
Иешуа Га-НоцриИешуа — один из ключевых героев романа. Он появляется вначале во встроенном романе, но в конце романа опосредованно действует и в основной сюжетной линии — посылает Левия Матвея к Воланду с просьбой дать Мастеру покой. Этот человек верит только, что есть добрые люди и считает , что са
Михаил Булгаков, создавая образ Иешуа, прежде всего полагался на свои предпочтения, мысли о полноценном, морально здоровом человеке. Он понимал, что общество наполнено до краев грязью, завистью и другими негативными эмоциями. Поэтому Иешуа – прототип нового человека, который верен своим убеждениям, справедлив и честен по натуре. Таким способом Булгаков решил повлиять на общество и на каждую личность отдельно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий