С этим произведением я познакомилась недавно, и оно произвело на меня большое впечатление. Можно сказать, что во многом оно учит не сдаваться , бороться до конца . Ведь именно старик , не молодой юноша полный сил , а старик, пытается покорить бесконечные морские просторы .
1) История создания.
1) История создания.
Впервые рассказ о старом кубинском рыбаке и мальчике, чья лодка плыла по океану, влекомая огромной рыбой, увидел свет в 1936 году в журнале «Эсквайр». В своём документальном очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо» Эрнест Хемингуэй поделился с читателями реальной историей одного кубинца, поймавшего самую большую в своей жизни рыбу и не смогшего довести его до гаванских берегов из-за акул. Современные литературоведы полагают, что прототипом главного героя стал друг писателя – кубинский рыбак Грегори Фуэнтос. Часть исследователей считает, что художественный образ старика был создан из многих рыбаков, населявших гаванский посёлок Кохимарэ. Главный образ дрейфующей в океане рыбачьей лодки писатель «подглядел» во время одного из своих морских путешествий. По свидетельству очевидцев, Хемингуэй был крайне заинтересован небольшим судёнышком, движущемся вслед за огромной рыбой. Писатель попросил своего капитана подойти к лодке поближе и наткнулся на страшную ругань, сидящего в ней старика. Вместе со старым рыбаком был и мальчик... Чтобы не мешать ловле, Хемингуэй отошёл от лодки на приличное расстояние, но весь день издалека наблюдал за увлекательным процессом. Хемингуэй сам был рыбаком. К восьми годам он знал названия всех растений и животных, которые окружали его на Среднем Западе, но особое пристрастие он питал к водным созданиям. Не случайно самую крупную летучую рыбу в Атлантике выловил именно Хемингуэй. Задумав работу всей своей жизни, писатель опять же обратился к наиболее знакомой и интересной ему теме. Повесть была окончена в октябре 1951 года и опубликована в сентябре 1952-го в журнале «Лайф». А тому старику, рыбачившему в океане, Хемингуэй привёз на закате еду, но был встречен всё той же бранью человека, занятого тяжёлым мужским трудом.
2)Сюжет.
В центре сюжета старый рыбак Сантьяго, который вновь выходит в море на своей маленькой лодке. Вот уже 84 дня он не может поймать достойную рыбешку, и жажда наживы уносит его дальше от берега, и вот на крючке уже огромная рыба. Начинается настоящая борьба за жизнь, причем с обеих сторон, и в отчаянных попытках освободиться рыба уносит лодку старика далеко в море. Борьба длится двое суток, и старик Сантьяго одолевает противника в равном бою, но по пути домой весь этот драгоценный улов исчезает в зубах прожорливых акул.
3)Герой
Сантьяго — одинокий и очень старый рыбак с «веселыми глазами человека, который не сдается». Он давно уже живет только воспоминаниями о своей юности и грезит об увиденных когда-то берегах Африки, «играющих молодых львах». Сантьяго дружит с соседским мальчиком Манолино, чувствуя в нем такую же романтическую душу и увлечение морем. И в уста этого старого, потерявшего былую силу, умудренного опытом кубинца автор вкладывает проникновенные слова: «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражение… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». В этих словах — большое философское обобщение, пришедшее к писателю и его герою после многолетнего труда, нелегкой жизни, в которой было множество побед и поражений, надежд и разочарований, любви и ненависти. Старик Сантьяго живет в своем мире. Он не бежит от цивилизации, как другие герои Хемингуэя, не ищет спасения в природе. Сантьяго принадлежит ей со дня своего рождения. Он не только прожил долгую жизнь в единении с природой, с морем — он частица этого мира природы. В старике автор нашел наконец того гармонического героя, которого искал на протяжении всей своей творческой жизни. В Сантьяго удачно сочетаются и смирение, и гордость: «Он был слишком простодушен, чтобы задуматься о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства». Старик точно знает, зачем он родился на свет: «Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».
4)Темы и проблемы «Старик и море».
Человек и природа; внутреннее наполнение жизни, обусловливает чувство человеческого достоинства, самоощущение человека; смысл жизни; преемственность поколений; человек среди людей, человеческие сообщества.
В повести речь идет о борьбе старого рыбака с огромной морской рыбой — марлином. Такая, казалось бы, простая история, но как сумел ее рассказать Хемингуэй!
Комментариев нет:
Отправить комментарий